Дальше буду дописывать, а пока пусть полежит здесь.
Если кому интересно - это упоротый и замороченный комментарий к книге Мелины Дивайн (
". Книга в процессе, поэтому и комментарий тоже в процессе. У меня, похоже, появилась традиция. Каждое лето,
меня плющит и таращит от очередной новой книги Мэл. Искренне желаю всем такого же дивного упороса,)))
Начать, пожалуй, стоит с того, что, не выбери автор другое название для книги, ее можно было бы назвать "Дитя Океана". Именно так, Океана с большой буквы. И все наши изыскания будут уводить нас туда, к истокам. К греческой (и не только) мифологии, к символам, к архетипам и скрытым смыслам. Помните, как переводчик и комментатор Джойсова "Улисса" выделял в повествовании Гомеров план? Да-да, на нечто подобное я замахнулась, только на материале "Крайне непристойно" Мелины Дивайн (кстати, в "Улиссе" непристойностей тоже в избытке)))
Этот второй план — те символы, что стоят за событиями и поступками, те отсылки, что делают текст глубже, превращают его в модернистское и постмодернистское полотно. За какую ниточку не потянешь — намотаешь целый клубок. И конечно, как всегда у Мелины, будут еще дополнительные планы: исторические, культурные… Но об этом чуть позже.
Только у меня будет не Гомеров план, а Посейдонов. Почему, отчего? Давайте разберемся. Вы пришли почитать книгу с задорным названием "Крайне непристойно" и приятно скоротать пару вечеров, а тут как тут я, глава халдейских мудрецов, гадатель, толкователь снов, со своим набором домыслов, радостно потирая руки, готовлюсь загрузить вас по полной программе.
Итак, Океан. Миролюбивый, в отличие от своих собратьев, титан. В битве титанов не участвовал, к ответственности не привлекался, повержен не был. Напротив, почитаем олимпийскими богами как престарелый родитель. Он омывает границу между мирами живых и мертвых, вход в подземное царство. Поэтому практически все связанные с ним существа и сущности несут на себе отпечаток "пограничника", проводника между мирами. Но, в отличие от Посейдона, Океан в греческой мифологии так и не приобретает законченного образа. Поэтому в дальнейшем я буду иметь в виду собирательный образ Океана и Посейдона. Последний даст нам больше конкретики, а первый — простор для фантазии и рождения новых образов.
Теперь Посейдон. Бог моря, землетрясений и...лошадей. Его главный атрибут — трезубец. Его гнев — причина землетрясений, наводнений и бурь. Несмотря на вспыльчивый нрав, своих многочисленных детей Посейдон любил и оберегал.
Посейдон создал и подарил человечеству первую лошадь, научил людей гонкам на колесницах и верховым скачкам. Ему приносили в жертву лошадей. Посейдон также породил нескольких лошадей (не один Локи так отличился), среди которых небезызвестный Пегас и божественный Арейон.
Другие дети Посейдона — Тритон, царь Атлантиды Атлас, циклоп Полифем, охотник Орион, бог ветров Эол и другие многочисленные цари, герои и сущности.
Ну что ж, поехали.
В этой истории два главных героя — Том и Алекс. Я не буду пересказывать книгу, за исключением основных событий. Исхожу из того, что раз вы читаете сейчас меня, то и с книгой знакомы. И с ее героями.
Фокальным персонажем является Том. Он же рассказчик. Именно его глазами мы смотрим на мир, на людей в нем и, конечно, на Алекса. То, что мы читаем, — это, по сути, дневниковые записи Тома. Он учится на юриста, но мы уже с первых глав видим в нем явный, хотя еще не оформившийся, художественный дар: рассказчика, писателя и фотографа. Атрибуты Тома — блокнот для записей и фотоаппарат "Полароид".
Том в этой истории, если смотреть сквозь призму Посейдонова плана, — некое "младшее божество", еще не обретшее могущества, не сформировавшееся, не имеющее своего собственного мира, личных владений. Но у него уже есть некие артефакты (см. выше), чтобы начать создавать свой мир. По словам автора, Том еще на ступеньке чувствования. Он пока малыш, но очень талантливый и чуткий. Уже по манере Тома вести рассказ мы видим, что он, невзирая на возраст, — натура вдумчивая, глубокая, склонная к анализу и самоанализу.
А что же Алекс, какова его ниша среди всех этих богов и героев?
Он дитя Океана&Посейдона, но какое именно? он — единое воплощение их всех. Они все в нем, и в этом мы не раз еще убедимся.
А между тем Алекс ни разу не видел океана, как он признается в одной из первых глав. И он едет, едет к Океану, едет ему навстречу.
***
У автомата с напитками происходит встреча, определившая дальнейший ход повествования. Том встречает Алекса. В этих эпизодах вторая сущность Алекса — Тритон. Мифическое существо с рыбьей головой и дельфиньим хвостом. Не зря внешность Алекса с первого взгляда показалась Тому странной и причудливой, ведь Тритон — не человек. Атрибутом Тритона является раковина, в которую он трубит, как в горн (тут мы с дедушкой Фрейдом вспоминаем сцену минета в туалете автовокзала и стыдливо умолкаем). Функция Тритона — вестник, посланник. С этого момента Алекс станет для Тома, а впоследствии и для Джерси Шор источником информации о России, посланцем этой страны.
Имя Тритона позже стало нарицательным для обозначения русалок мужского пола (русалов) в искусстве. Забегая вперед, скажу, что этот момент нам еще предстоит вспомнить в дальнейшем, это не единственное явление Алекса в облике Тритона.
А в прошлом году меня плющило от "Города". Он на кинк-фест писался, и я там с помпонами скакала все лето)))
Hamburger Hill, ну нет, душа моя, все основные океанские образы ты осознанно вписывала и, говорила мне о них. Я только детали конкретизировала. Так же, как в Агоне библейская тема, все эти хлебы и рыбы- ты же их сама "выцепила", что они не просто так.